За 2023 год омским приставам поступило более 400 жалоб на звонки коллекторов и кредиторов

За 2023 год омским приставам поступило более 400 жалоб на звонки коллекторов и кредиторов

Дата публикации 1 февраля 2024 13:51 Автор Источник фото Александр Труш

Чаще всего от действий кредиторов страдают знакомые и родственники должников.

С 1 февраля 2024 года в России вступают в силу поправки в части взыскания просроченной задолженности. На пресс-конференции в Доме журналистов руководство УФССП по Омской области рассказало о нововведениях и нарушениях за 2023 год.

Теперь федеральный государственный контроль будет распространяться на микрофинансовые и кредитные организации, пояснила начальник отдела ведения госреестра и контроля за деятельностью юрлиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, УФССП Марина Чердынцева. Раньше регулировалась работа только коллекторских агентств. Федеральная служба служебных приставов начинает вести перечень кредитных и микрофинансовых организаций.

«В частности, в соответствии с новым законом взаимодействие с должником может осуществляться через автоматизированного интеллектуального агента. С заемщиком может общаться бот, но при этом у клиента должна быть возможность перейти на разговор со специалистом для уточнения информации», − отметила Марина Чердынцева.

Вводятся новые понятия, например, «представитель кредитора». Письма должнику кредитор или человек, действующий в его интересах, теперь может отправлять не только почтой, но и курьером. На общение с должником через госуслуги коллектору необходимо получить разрешение от него.

Установлены также понятия «календарная неделя» и «календарный месяц», которые упрощают подсчет нарушений при взаимодействии с должником. Кроме того, приставы могут ограничить МФО в определенных способах взаимодействия с клиентом.

«Всего за 2023 год к нам поступило 414 обращений граждан, чьи права были нарушены. Если сравнивать с прошедшими годами, то идет снижение. Это связано с тем, что сотрудники нашего подразделения проводят профилактические мероприятия с подконтрольными организациями. Наши встречи доводят информацию до граждан, и они становятся более финансово грамотными», − рассказал заместитель главного судебного пристава Омской области Сергей Федорин.

По словам Марины Чердынцевой, жалобы на профессиональные коллекторские компании составили не более 9% от общего количества обращений. Агентства получили 21 предостережение о недопустимости нарушений. На первом месте, как она подчеркнула, по жалобам идут банки и микрокредитные организации. За 2023 год составлено 115 протоколов по статье 14.57 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»). Общая сумма штрафов составила около 5,7 млн рублей.

«Наиболее распространенное нарушение при рассмотрении жалоб − это взаимодействие с третьими лицами, которые не являются должниками, но их номера телефонов оставили заемщики, даже без их согласия. Следующее нарушение − частота взаимодействия. По каждому кредитному обязательству взаимодействие может осуществляться один раз в день, два раза в неделю и восемь раз в месяц. Затем вытекает нарушение − введение в заблуждение, либо оказание психологического давления в виде автодозвона», − сообщила Марина Чердынцева.

Как она напомнила, один из вопиющих случаев в прошлом году произошел с омичкой, у которой был временно зарегистрирован дальний родственник с долгами. К ней приходили представители банковской организации, и она поясняла, что родственник не живет в ее доме. В один день женщина увидела в ограде траурный венок, на калитке были написаны оскорбления. Также она не могла открыть дверь в дом, так как замок был залит. К разбирательствам подключились правоохранители. А приставы оштрафовали банк на 105 тыс. рублей.

По словам представителя УФССП, зачастую правовая неграмотность населения препятствует ведомству в привлечении к ответственности нарушителей. По каждому кредиту предусмотрено отдельное взаимодействие − звонок или сообщение. При этом согласно закону для взаимодействия необходимы определенные условия, в том числе, чтобы кредитор представился.

Большинство должников боятся звонков коллекторов и не отвечают на незнакомые номера, даже приставы не могут дозвониться для оказания помощи по заявлению, сетует руководство ведомства. Для подтверждения информации о ежедневных звонках по поводу возврата долга и для привлечения нарушителя к административной ответственности приставам нужна детализация. Коллекторы и МФО, которым не отвечают на звонки, утверждают, что не совершают взаимодействие с должниками. Поэтому при подаче жалобы в ФССП рекомендуется предоставить всю доказательную базу: детализацию, аудиозаписи звонков, скриншоты сообщений. И главное − отвечать на электронные письма и звонки судебных приставов для уточнения информации.

Распечатать страницу