Омск Сергея Королёва

Омск Сергея Королёва

Дата публикации 12 апреля 2024 11:54 Источник фото Библиотека имени Пушкина

Первый искусственный спутник Земли, первый, знаменитый полет Юрия Гагарина в космос. Все это достижения гениального советского ученого и конструктора Сергея Павловича Королева (1907-1966). Сегодня, в день космонавтики, мы вспоминаем о его пребывании в нашем городе.

Сергей Королев родился в начале 1907 года в Житомире в семье учителя русской словесности. В детские годы будущий ученый пережил тяжелый развод родителей, отъезд матери «за уроками французского» в Киев, приют у бабушки с дедушкой. После двух лет занятий в Киевском политехническом институте Королев вдруг добивается перевода в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

В 1938 году по навету «доброжелателя» его арестовали. Затем последовали очные ставки, пытки. Сергей Павлович был осужден на 10 лет «...за участие в террористической и диверсионно-вредительской троцкистской организации, действовавшей в научно-исследовательском институте № 3 Народного комиссариата оборонной промышленности. За срыв отработки и сдачи на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии новых образцов вооружения…» Кроме тюремного заключения, его еще и понизили в правах сроком на пять лет с конфискацией всего имущества. 1 июня 1939 года Королев был отправлен на Колыму. Он оказался в лагере, на золотом прииске Мальдяк, в районе бухты Нагаева.

Фото из следственного дела. Библиотека имени Пушкина  

За освобождение Королева хлопотала мать, М.Н. Баланина. Она писала и посылала телеграммы Ежову, Берии, Сталину. По ее просьбе заступились прославленные летчики-герои В.С. Гризодубова и М.М. Громов. Их усилиями Королев был возвращен с прииска Мальдяк.

В 1940 году состоялся пересмотр уголовного дела: срок заключения изменили с 10 до 8 лет. А вскоре Королев оказался в конструкторском бюро Туполева. Начиная работу на окраине Москвы, в Болшево, над проектом нового бомбардировщика, тот потребовал вернуть из лагерей специалистов-авиационщиков. В этом списке значилась и фамилия Королева. Кстати, Туполев был руководителем дипломного проекта студента МВТУ Королева.

На новом месте заключения, в ЦКБ-29 НКВД СССР, так называемой «шараге», под руководством Туполева Королев принимал активное участие в создании и производстве нового самолета Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды нового варианта ракетного перехватчика. Здесь в ЦКБ встретил он начало войны.

Анкета С.П. Королёва. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 г. Библиотека имени Пушкина

По решению советского правительства первыми из промышленных предприятий на восток эвакуировались авиационные заводы. Уже в середине июля на станцию Омск-Товарный прибыли эшелоны с оборудованием опытного завода № 156 из Москвы. Сотрудников КБ везли отдельно. Несколько дней специалисты-заключенные (в том числе Королев) провели в переполненной омской тюрьме, затем их временно разместили в деревянном здании школы № 72, позднее поселили в двухэтажном кирпичном доме под номером 24 по улице 2-я Транспортная. В то время это была окраина города. Первый этаж занимала охрана, а на втором в маленьких комнатах на три-четыре человека жили заключенные инженеры. Среди них был и 34-летний Сергей Королев.

Рабочий день военного времени – 12 часов в сутки — не заканчивался для Королева и после 14-15 часов. Лампочка в его кабинете горела до глубокой ночи, а любую свободную минуту он тратил на создание каких-то странных схем, которые в творческом порыве мог чертить на стене возле своей кровати в комнате здания на 2-й Транспортной. И весьма возможно, что будущая космическая эра человечества рождалась в этих набросках, на серых стенах арестантского дома на окраине Омска.

Фото из книги Наталии Королевой "С.П. Королев. Отец"

Советский авиаконструктор, специалист в области авиационного оборудования, автор первой книги об Андрее Николаевиче Туполеве и туполевской «шараге» П.П. Кербер (1903-1993) вспоминал о приезде КБ Туполева в Омск следующее:

«Через 10 дней, после известия о том, что мы едем в Омск, прогрохотав по мосту через Иртыш, мы остановились на станции Омск. К вечеру прибыли машины, они оказались грузовиками. Здесь провинциальные нравы, нас сажают на пол, по углам «попки» (т.е. охранники-конвоиры – А.Л.) – и в путь. Озираемся с любопытством: провинциальный одноэтажный город, окна освещены, затемнения нет. Дороги ужасные, машины подскакивают нещадно. Зады наши отбиты как следует. Покрутив по улицам, подъезжаем к двухэтажному деревянному дому, похожему на школу, въезжаем во двор. Прибыли. Оглядываемся – вокруг обычный забор, в углу – общая уборная человек на пять, около дома – рукомойник на 10 сосков. Решеток на окнах нет. «Попки» отсчитывают по десять голов, разводят по комнатам. Их несколько, в каждой почти вплотную друг к дружке стоят десять солдатских коек, в углу – тумбочка, под потолком – тусклая лампочка. Двери в коридор, который пронизывает здание насквозь: в его средней части лестница. Дверь, выходящая на улицу, забита, единственный выход – во двор. Так вот она, наша новая шарага, – это вам не Москва…

Фото из книги Наталии Королевой "С.П. Королев. Отец"

Мы голодны и просим ужин. Старший «попка» извиняется – не приготовлен, просит ложиться спать. Делать нечего, утро вечера мудренее, и мы ложимся. В окно слышно, как у соседей в доме играют Григовского «Пер Гюнта», под него мы и засыпаем. Утром, грязные, обросшие, начинаем обживаться. Умывальник и уборная во дворе, дежурный «попка» сидит на лестнице у двери, второй – у калитки забора. Часам к 10-ти зовут в столовую. Теснота адская, но все же кормят, – правда, кашей, чаем и серым хлебом. От безделья слоняемся по двору, из соседнего дома на нас с любопытством пялят глаза. Неугомонные ребятишки подтягиваются на руках, и их любопытные мордашки появляются над забором то тут, то там. Бедный «попка» не знает, гонять их или нет. Да, видимо, весь московский рокамболь с бдительной охраной государственных преступников придется упростить… В баню идем комнатами, то есть по 10 человек с «попкой». Баня далеко, он сажает нас в трамвай, покупает билеты, и мы трясемся в толпе омичей, общаемся со «свободой». Арестантская жизнь оборачивается настоящим балаганом. В бане моемся все одиннадцать человек, вместе с «попкой». Не знаем, за кого нас принимают, но когда он покупает 11 билетов, это вызывает любопытство. Впрочем, раздевшись, мы все одинаковы, и разобрать в наполненной паром бане, кто преступник, кто охранник, затруднительно... Блаженные от мытья и чистоты, таким же манером возвращаемся в шарагу…».

В Омске авиационных заводов не было. Требовалось на базе недостроенного автосборочного завода и эвакуированных из Москвы опытного завода № 156 и серийного завода № 81 создать омский авиационный завод № 166. Директором нового завода стал Герой Советского Союза («Золотая Звезда» № 1), участник «челюскинской» эпопеи А.В. Ляпидевский, а руководителем конструкторского бюро – А.Н. Туполев. Перед прибывшими поставили конкретную задачу: к концу 1941 г. освоить серийный выпуск пикирующего бомбардировщика Ту-2. В ее решении предстояло участвовать и С.П. Королёву.

Работал Сергей Павлович, по воспоминаниям «сокамерников», неистово, быстро, органически влившись в общее дело. Королев как губка впитывал в себя все новое, что появлялось в авиастроении, не теряя надежды, что приобретенный опыт ему пригодится. Вскоре Королева назначили заместителем начальника сборочного цеха по Ту-2. Это было большое доверие. Королев вспоминал, что в Омске после завтрака к 8 часам его в сопровождении отводили вместе с другими заключенными на завод. Первая военная зима в Омске была солнечная и морозная.

Фото из книги Наталии Королевой "С.П. Королев. Отец"

15 декабря 1941 г. пришел знаменательный день – первый омский Ту-2 готов к летным испытаниям. В назначенный час работа в цехах и отделах остановилась. Сотни людей высыпали на заводской двор, а кое-кто забрался на крышу. Наконец все увидели своего первенца в воздухе. Пролетая над цехами, летчик-испытатель М.П. Васякин приветствовал заводчан покачиванием крыльев. Лишь несколько минут продолжался полет, но волнение и радость переполняли собравшихся, в глазах у многих стояли слезы. Это был настоящий праздник – ведь за пять месяцев удалось сделать столько, на что в других условиях потребовались бы годы. Радовался вместе со всеми и С.П. Королёв. Грозная боевая машина несла в себе частицу и его труда.


Фото из книги Наталии Королевой "С.П. Королев. Отец"

Как и в ЦКБ, Королев ведет в Омске никому не известную, потаенную, творческую жизнь: что-то чертит, рисует, считает, как и в Москве, никому не показывает своих чертежей. Королев думал о ракетах.

Инженер Э.М. Рачевская, которой довелось работать нашем городе вместе с Королёвым, позднее вспоминала, что их рабочие столы стояли напротив в большой комнате главного технолога. Здесь часто толпились люди, было шумно, трудно сосредоточиться. Несмотря на это, Королев работал не отвлекаясь. У нее создалось впечатление, что если бы рядом разорвалась бомба, он и тогда продолжал бы работать. Однажды он сказал, что очень благодарен ей за то, что она редко обращается к нему за консультациями и тем самым дает возможность работать над своим проектом. Что он проектирует, никто толком не знал. Кое-кто считал, что Королев занимается ерундой, вбил себе в голову какие-то фантастические идеи и носится с ними, в то время как ему нужно бы плотнее заняться текущей работой, и тогда фантазии исчезнут сами собой. А между тем, именно к тому времени относятся документы, свидетельствующие о том, что Королёв впервые после ареста вновь обращается к ракетной тематике. Датированы они 6 августа 1941 г. и содержат проработки реактивной авиабомбы для вооружения бомбардировщиков.

Фото из книги Наталии Королевой "С.П. Королев. Отец"

Однажды Э.М. Рачевская увидела Сергея Павловича расстроенным и раздраженным. На ее вопрос он ответил, что ему негде испытать и проверить задуманное, что для этого должно совершиться чудо, а чудес не бывает. Она стала успокаивать его, думая, что речь идет о каком-то устройстве или приспособлении для нужд завода, которое можно испытать в экспериментальной заводской лаборатории. Эсфирь Михайловна вспоминала, как при этих словах Королёв снисходительно улыбнулся: «Вашими бы устами да мед пить». Ведь, конечно же, о проблемах ракетной техники, которыми была тогда полна его голова, она не имела ни малейшего понятия.

Он был немилосерден к себе, работал на износ. Практически без выходных и отпусков. И столь же сурово относился к сотрудникам. Некоторым в пылу ложной обиды могло показаться, что СП (так между собой называли Сергея Павловича) начисто лишен человеческих слабостей, сострадания. Но потом диву давались, когда он при любом серьезном срыве работ всю ответственность взваливал на себя. Многие омские зеки, с которыми был знаком Сергей Павлович, рассказывали, что Королева очень любили девушки.

Письма С.П. Королёва к жене из Омска. 1942 г. Фото из книги Наталии Королевой "С.П. Королев. Отец"

В качестве продпайка Сергей Королев в Омске получал в день 800 граммов хлеба, 20 граммов масла, крохотную пайку сахара. Совсем плохо было с куревом. Именно находясь в Омске, Королев просился летчиком на фронт, но Туполев, к тому времени уже хорошо узнавший и оценивший его, не отпустил, сказав: «А кто будет строить самолеты?».

Осенью 1942 года Королева перевели в Казань, в ОКБ при моторостроительном заводе № 16, которое возглавлял В.П. Глушко. Королев стал его заместителем. Там же 27 мая 1944 года Сергей Павлович получил свободу. В заключении он провёл 6 лет и 1 месяц. Здесь, в Казани, на авиационном моторостроительном заводе, отрабатывали жидкостные реактивные двигатели в качестве ускорителей боевых самолетов. Уже тогда их применение давало увеличение скорости на 180-200 километров в час. В августе 1945 года Сергей Павлович навсегда покинул Казань. 

А в 1957 году им успешно была испытана и сдана в производство двухступенчатая межконтинентальная ракета Р-7. Примечательно, что до сих пор посетителей музеев и всевозможных аэровыставок в России и за рубежом, где представлен макет Р-7, поражают ее гениальная простота и надежность, оригинальность исполнения проекта. С помощью этой ракеты 4 октября 1957-го СССР запустил на орбиту первый в истории искусственный спутник Земли. Именно Р-7 позволила распахнуть своеобразные «волшебные врата» для прорыва человека в космос 12 апреля 1961 года.

Именно главному конструктору принадлежит идея впервые отправить на околоземную орбиту женщину. Ею, как известно, стала Валентина Терешкова. «Востоки» сменялись «Восходами», «Союзами»… А Королев уже вынашивал замыслы создания долговременной обитаемой научной станции в космосе. Более того, замыслы «очеловечить», сделать Луну стартовой площадкой для экспедиций к другим планетам Солнечной системы, заглянуть в недра галактик.

Имя С.П. Королёва в нашем городе с 1971 г. носит проспект. А 3 августа 2016 г. здесь состоялось торжественное открытие бюста выдающемуся ученому и основоположнику космонавтики. Автор бронзового бюста – скульптор, заслуженный художник Российской Федерации Сергей Олешня. На боковых гранях постамента, выполненного из литьевого красного гранита, таблички с высказываниями С. П. Королева: «Кто хочет работать – ищет средства, кто не хочет – причины» и «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением».

Памятник был установлен по инициативе Омского отделения Российского военно-исторического общества в рамках проекта «Аллея Российской Славы». Искреннюю благодарность за его установку выразила дочь С. П. Королева – Н. С. Королева:

«Омский период жизни моего отца сыграл очень большую роль для него, так как здесь он впервые приобщился к работе на заводе, и к работе по серийному производству самолетов, и по созданию этого самолета. Потом он переехал из Омска, так как хотел заниматься ракетной техникой. Но Омск он всегда вспоминал с большой благодарностью и очень теплыми чувствами. Спасибо Вам большое за память о моем отце».

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу