Омские музейщики открыли имя художника, чьи картины полвека назад нашли спрятанными в полу

Омские музейщики открыли имя художника, чьи картины полвека назад нашли спрятанными в полу

Дата публикации 12 апреля 2024 19:13 Автор Фото Сергей Мельников

Судьба талантливого живописца Владимира Тронова, тесно связанная с Омском, была сложной. Картины погибшего в годы массовых репрессий мастера в 1920-е спрятали музейщики. Сейчас большинство работ восстановили.

В музее имени М. А. Врубеля установили имя малоизвестного художника, чьи работы 100 лет назад продавали под подписью Рериха. К вековому юбилею учреждение продолжает реставрировать и атрибутировать десятки картин, авторы которых были незаслуженно забыты.

Сегодня, 12 апреля, в центре «Эрмитаж-Сибирь» журналистам представили ранее не экспонировавшиеся 15 работ, которые принадлежат кисти Владимира Тронова. Музейщики провели сложнейшее исследование и только в последние годы установили имя художника, жившего и работавшего в Омске век назад.

О судьбе ранее неизвестного мастера и его произведениях рассказала хранитель фонда советской и современной живописи музея Врубеля Людмила Богомолова. В конце 1970-х годов при сносе пристройки к Омскому краеведческому музею в половицах нашли папки с частью архива писателя Антона Сорокина. Как выяснилось, сотрудники музея в 1920-годы спрятали эти картины, так как в тот период они были идеологически чужды. Но их не стали уничтожать, а сохранили.

«Папки были покрыты плесенью, страшно грязные, работы рванные, слипшиеся. На многих отпечатались с оборота другие работы. Некоторые не сохранились, − отметила хранитель фонда. − С 1980-х годов мои старшие коллеги начали изучать коллекцию Антона Сорокина, омского писателя, саморекламиста, художника-любителя. В конце 1910-х годов он собрал вокруг себя литераторов, поэтов и художников. Коллекционировал работы молодых художников и планировал открыть в своем доме музей».

Век назад в Омске был дефицит материалов, и Сорокин часто предлагал молодым живописцам бумагу, краски и кисти в обмен на их работы. На них он ставил свою печатку, а художники зачастую не подписывали свои картины.

Часть найденной коллекции поделили между музеем им. Врубеля и краеведческим. Их сотрудники в то время определили работы художников Громова, Уфимцева, Мамонтова и других, но многие произведения оставались без авторства.

При изучении и сравнении нескольких десятков работ Людмила Богомолова определила общие черты: плотный характер мазка, контрастный колорит с сине-фиолетовым и желто-оранжевыми красками, густо подведенный грим на лицах, присутствие черного карандаша. При этом картины были выполнены в разных жанрах: Русь боярская XVII века, восточные красавицы, русские пейзажи, в том числе омские, галантные сценки, обнаженные, учебные этюды и сцены современного характера для того периода. В рамках исследования хранитель фонда получила доступ в архив краеведческого музея и у коллег обнаружила похожее произведение с подписью автора.

«На обороте одной маленькой работы, изображающей обнаженную женщину, лежащую на спине в позе, напоминающей «Последний день Помпеи» Карла Брюлова на фоне лунного восточного пейзажа со ступенчатой пирамидой, за подложкой обнаружилась надпись, сделанная черным карандашом "Из Библии, февраль 1919, Тронов"», − рассказала Людмила Богомолова.

Характерный почерк нашли в переписке из архива, он совпадал с письмом Тронова к Сорокину. Факты биографии художника открывали еще в 1990-х годах искусствоведы, работавшие в архивах музеев и ФСБ в Санкт-Петербурге.

Как рассказала Людмила Богомолова, Тронов родился в Тифлисе в 1899 году, в дворянской семье инженера-архитектора. В начале 1900-х отца повысили по службе, и семья переехала в Петроград. Учился в частном училище с блестящим преподавательским составом. В 1914 году умер отец, после революции 1917 года мать решила переехать в Омск от разрухи и голода. Здесь он учился в студии Клементьева, недолгое время был в Белой армии. В 1920 году находился в Иркутске в Красной армии. Затем уехал в Петроград, где в 1923 году окончил Академию художеств. После работал в разных издательствах, иллюстрировал научно-техническую литературу. В 1935 году по доносу своего коллеги был арестован и отправлен с женой в ссылку в Оренбург. В 1937 году его снова арестовали и расстреляли.

«Ему было 36 лет. Конечно, талант художника раскрыться не смог в полную силу. То, что мы имеем, − очень ценное. Оно говорит о том, как начинал работать молодой художник, и какой у него был потенциал», − подчеркнула старший научный сотрудник музея им. Врубеля.

По словам хранителя фонда, отношения Тронова и Сорокина были интересные. У художника писатель купил более 300 работ. Тот работал очень быстро и много. К слову, именно из-за нехватки художественных принадлежностей у Тронова не было больших произведений.

«Антон Семенович продавал его работы, выдавая за произведения известных художников. Однажды Тронов заходит к нему домой и видит, как его работу Сорокин покупателю преподносит как произведение Рериха, заломив цену. Тронов был взвинчен, он забрал часть работ и унес», − поделилась Людмила Богомолова.

Как она отметила, у молодого художника было особое отношение к Николаю Рериху, он любил и следил за его искусством, часто копировал его работы, подражал в своих.

В Омске о Тронове найдены записи в дневнике художника Виктора Уфимцева. Тот вспоминал, что молодой человек был талантлив не только в живописи, у него был музыкальный слух, он играл на рояле и гитаре. Музейщики обнаружили две портретные зарисовки Тронова, сделанные художником Мамонтовым. Единственная фотография Тронова была найдена в архиве КГБ.

Сейчас его работы в музее им. Врубеля находятся в идеальном состоянии. Их восстановлением с 2018 года занималась художник-реставратор отдела реставрации масляной и темперной живописи Виктория Ефименко.

«Картины в основном были выполнены на бумажной основе. Было много прорывов, утрат бумаги с отсутствием красочного слоя. Покрывная пленка не была предназначена для живописных работ. Со временем она деструктурировалась, появились побеления, разложения лака, которые полностью меняли колорит произведения. После укрепления красочного слоя восстанавливалась основа дублированием произведений на картон. Затем работы отпрессовывались. Применялась методика, широко используемая при реставрации графических произведений. Удалялись загрязнения, инородные слои краски на обороте. Утраты восполнялись реставрационным грунтом, и работы покрывались защитным лаком», − рассказала реставратор.

Картины Тронова планируется показать омичам на выставке редких экспонатов, которую музей им. Врубеля готовит к своему 100-летию. Также музей намерен создать в одном из залов постоянную экспозицию архива Сорокина.

Распечатать страницу